Почему возникают проблемы с фрилансерами и как их решить

9 комментариев • 1045 просмотров • 09 августа 2019, 14:54

Наверное, многие из вас замечали такие заказы, которые периодически всплывают в поисках нового исполнителя и долго не закрываются. А кто-то видел проекты с высокой «текучкой» и соответствующими «успехами» в развитии. Для исполнителей они являются проблемными, от которых стараются отказаться или побыстрее сбежать, а для заказчиков — тратой времени и денег. Почему так происходит?

Причин может быть множество. Предположим, что у заказчика есть конкретная задача, есть деньги, он готов их тратить и хочет получить результат (противоположенная ситуация ясна и её не следует расписывать). Что может пойти не так?


Плохая коммуникация

Это самая главная и самая страшная проблема, которая встречается не только во фрилансе. 

Наиболее распространённые варианты:

  • Заказчик не прислушивается к экспертизе исполнителей, пренебрегает ей. Зачастую это касается оценки сроков, стоимости и возможных проблем — иначе говоря, прямой компетенции исполнителя. Результат не заставляет себя ждать: исполнители отказываются от проекта, либо не выполняют его в необходимые сроки и/или с ненадлежащим качеством.
  • Заказчик не желает тратить своё время на работу с исполнителями, поэтому нанимает посредника. Вследствие отсутствия прямого контакта, информация передаётся медленно и зачастую с искажениями, что осложняет понимание деталей задач по проекту и решение возникающих проблем. Наихудший вариант: посредник не обладает техническими знаниями, а все звенья цепи находятся в разных часовых поясах.
  • В проекте задействовано несколько исполнителей, либо они периодически привлекаются, и их работа не координируется. В таком случае проект превращается в хаос: никто не знает, где, когда и какие изменения производятся, а решение вопросов с другими членами команды превращается в увлекательное приключение.
  • Заказчик не сообщает подробную информацию о проблемах, отвечая в духе «всё не работает». Общение с ним превращается в русскую рулетку.

Плохая коммуникация неизбежно тянет за собой другие проблемы, которые в конечном итоге делают проект проблемным как для исполнителей, так и для заказчика.


Проблемный проект

Создание и поддержка проектов при плохой коммуникации — возможны, они есть и с ними приходится работать.

Проблемный проект для заказчика:

  • Постоянная смена исполнителей, из-за которой никто не знает проект глубоко.
  • Долгое внесение изменений, простые задачи растягиваются на недели.
  • Затруднительное развитие: добавление нового функционала приводит к появлению новых багов.
  • Плохая автоматизация ручного труда, неудобные интеграции.
  • Много багов и недоработок.

Проблемный проект для исполнителя:

  • Отсутствие ключевой информации.
  • Плохая обратная связь.
  • Не реалистичные сроки.
  • Большое количество стресса по вышеперечисленным и прочим причинам.

Плохая коммуникация в большинстве случаев рождает плохие проекты, содержащие в себе то, что называется «говнокод». Так происходит, потому что хорошие исполнители редко задерживаются на подобных проектах, а если такое всё же случается, то им приходится принимать не лучшие решения для достижения хоть какого-то результата. Последствия перечислены в списках выше.

Риски в проблемном проекте весьма существенны, даже несмотря на работоспособность, по которой его оценивает заказчик:

  • Невыполнимые задачи. Чаще всего данная проблема встречается в интеграциях, которые оказываются невозможны в том виде, как хочет заказчик. Но из-за плохой коммуникации продолжается безрезультатный поиск «подходящего» исполнителя, который бы с этим справился.
  • Критические уязвимости из-за отсутствия нормальной поддержки и обновлений. Последствия могут быть самыми разными, вплоть до полного краха проекта из-за взлома и/или утечки персональных данных. К примеру, если на сайте есть приём платежей через банковские карты, то внедрение вредоносного кода в процедуру оплаты и/или кража данных карт могут принести большие проблемы с компетентными органами.
  • Невозможность дальнейшей поддержки из-за внутренних проблем: завязки на устаревшие библиотеки, отсутствие важных компонентов. Продукт работы предыдущего исполнителя может оказаться без исходных кодов и/или обфусцирован (защищён).

Проблемы и риски в конкретном проекте могут не доходить до заказчика из-за его нежелания вникать в них, адекватно оценивать и выделять ресурсы на устранение.


Плохое описание задач

Подвид проблем с коммуникацией: отсутствие технического задания, либо его низкое качество. Описание, утаивающее ключевые детали заказа. Отсутствие вспомогательных материалов, упрощающих понимание для исполнителей. Всё это требуется исполнителям и спрашивается с заказчиков, в той или иной форме, расходуя драгоценное время и отсеивая достойных кандидатов.


Не соответствующие условия найма

Есть проекты, поддающиеся оценкам по объёму работ, исходя из которых легко называть близкие к действительности сроки и стоимость. Но есть и те, где это трудно сделать. Для каждого типа проектов существуют разные виды найма.

Почасовая оплата удобна на больших проектах, где сроки исчисляются месяцами. Также на поддержке готовых проектов и там, где условия часто меняются.

Сдельная оплата удобна на относительно не больших проектах, где есть конкретные задачи, описанные в виде тех задания.

NDA выгодно исполнителям при высоком интересе к проекту и индивидуальному порогу оплаты. Чем скучнее, дешевле и/или проблемней проект — тем меньше шанс найти качественного исполнителя. То же самое касается официального оформления.

Выбор не подходящей формы сотрудничества приводит к тому, что на проект невозможно или очень трудно найти исполнителей. А в тех случаях, когда это удаётся, возникают проблемы с мотивацией и эффективностью труда.


Проблемы в организации труда

Чаще всего они возникают в командах, где работают несколько исполнителей и их работа зависит друг от друга. Распространённый набор:

  • Отсутствие системы контроля версий и репозиториев, либо отсутствующий доступ к ним из-за плохой коммуникации с предыдущими исполнителями.
  • Отсутствие тестового сервера для обкатки всех изменений.
  • Отсутствие управления проектом (Kanban, Scrum, Agile).
  • Отсутствие документации.

В результате проект быстро становится проблемным, а у исполнителей пропадает желание заниматься им.

В отдельных случаях требуется выделить человека, который будет принимать ответственные решения и контролировать весь процесс. В противном случае работа становится дезорганизованной, так как без грамотного руководства командой велик риск возникновения проблем с коммуникацией как между исполнителями, так и с заказчиком.


Резюме

1. Плохая коммуникация: главная из проблем, убивающая проекты. Решение остальных проблем можно получить благодаря коммуникации. Чем лучше сформулированы задачи в виде технического задания, тем проще находить и общаться с исполнителями.

2. Не подходящие условия найма: в каких-то проектах больше подходит сдельная, в каких-то — почасовая. NDA и официальное оформление в некоторых случаях не приветствуются, в основном на маленьких и не интересных проектах, когда исполнителю проще найти другого заказчика, чем решать бюрократические вопросы.

3. Плохая организация труда: отсутствие ответственных лиц, системы контроля версий, репозиториев с кодом, тестовых серверов, систем управления проектом и прочее.


Как избежать
  1. Чётко и грамотно формулировать требования, крайне желательно в виде подробного технического задания, не утаивать важные моменты. Тогда поиск исполнителя и общение с ним будут отнимать меньше времени.
  2. Общаться с исполнителями, прислушиваться к их компетенции. Особенно в сроках, сложности, потенциальных проблемах. Это позволит получать от них информацию об имеющихся проблемах и вариантах их решения. Кроме того, общение позволяет более точно оценить уровень исполнителя: позиция хорошего специалиста всегда аргументирована, когда как новичок будет отвечать размыто или вовсе уходить от ответа.
  3. Подобрать правильную форму найма, согласно особенностям проекта. Если есть трудности с выбором, то помогает предыдущий пункт.
  4. Организовывать рабочий процесс, участвовать в нём.



Как исправить
  1. Начать соблюдать пункты из списка выше.
  2. Вынести проблему на обсуждение с текущим исполнителем, либо нанять другого в случае необходимости.
  3. Сформулировать путь выхода из сложившейся ситуации.
  4. Выделить ресурсы на исправление.
  5. Начать работу. Конкретика построения процессов индивидуальна и выясняется в тесном контакте со специалистом.

Признание проблемы — первый шаг на пути к её исправлению. Во фрилансе очень много проблемных проектов и исправление ситуации важно в первую очередь их заказчикам. Последствия бывают столь неочевидны, что потеря времени и денег ощущается лишь когда всё зашло слишком далеко.

Комментарии 9