Чек-лист успешного фрилансера: от выбора проекта до получения оплаты и отзыва + приятный бонус для всех

0 комментариев • 6905 просмотров • 29 апреля 2020, 22:29

Многие считают, что настоящий фрилансер — тот, кто идеально выполняет свою работу. Все. Но, увы, это не совсем так. Грамотный фрилансер еще умеет вести коммуникацию, распределять время, предлагать лучшие решения (например, подсказать самый крутой набор продуктов для веб-разработки) и готов помогать с какими-то вопросами даже после окончания сотрудничества. А еще у него расписаны все бизнес-процессы, есть свой чек-лист, по которому он действует. Что за чек-лист? Давайте рассмотрим.  

Этап 1. Выбираем проект 

Удачно выбрать проект — это как отдельный вид искусства на фрилансе, особенно на биржах, где много разного шлака. У многих специалистов существуют отдельные чек-листы под это и свои критерия отбора. Пример такого чек-листа:

  • посмотреть имя заказчика, его ник (желательно, чтобы он был более-менее официальным — имя, имя+фамилия);

  • посмотреть на название проекта;

  • посмотреть на описание проекта (обещают золотые горы за просто так или обесценивают труд — такой проект не берем);

  • оценить потенциальную оплату труда и как заказчик планирует ее рассчитать, соотношение стоимость и требований;

  • оценить общение заказчика с другими потенциальными исполнителями в комментариях (если есть такая возможность);

  • оценить рейтинг заказчика.

Часто заказчики не умеют нормально описывать проект. Но если они четко понимают, что хотят в итоге и не обесценивают труд, можно начать общение и обсуждение проекта. 


Этап 2. Составляем предложение и отправляем заказчику

Допустим, вы выбрали проект. Несмотря на то, что таких как вы, фрилансеров, желающих получить заказ, множество, важно сразу показать свой профессионализм. Лучший способ — составить и прислать грамотное предложение о сотрудничестве. Вот как выглядит работа над качественным коммерческим письмом:

  • начать с приветствия, используя имя заказчика;

  • указать название проекта;

  • указать, где вы увидели этот проект;

  • представиться — имя, специализация на фрилансе;

  • кратко описать свой релевантный опыт работы;

  • описать, что вы можете предложить для реализации проекта;

  • предложить конкретное выгодное действие (показать, как планируете решить проблему заказчика);

  • описать стоимость услуг и то, как она рассчитывается;

  • описать, сколько времени нужно на реализацию проекта;

  • описать, что в итоге получит заказчик;

  • оставить свои контактные данные;

  • уважительно закончить письмо подписью;

  • отправить коммерческое предложение таким контактным способом, который указал потенциальный заказчик.

    Запуск, Совещание, Мозговой Штурм, Бизнес

    Этап 3. Ведем коммуникацию с заказчиком

    Допустим, ваше коммерческое предложение зацепило заказчика и он готов с вами работать. Но перед началом работы над проектом обязательно нужно обсудить все условия сотрудничества, доработать ТЗ (если нужно) и т.д. Кто-то решает это с помощью брифа, кто-то — через личное общение. Если у вас пока нет брифа, смотрите, как можно вести грамотную коммуникацию с клиентом:

    • пересмотреть ТЗ и задать различные вопросы (профессиональные), чтобы его доработать; 

    • уточнить по тому, как будет распределяться оплата — одним платежом сразу, 50/50, все постплатежем, иначе;

    • уточнить по поводу оплаты правок;

    • обсудить, как часто будете общаться и будут ли созвоны

    • узнать, если у заказчика референсы того, что он хочет получить в итоге (если нет — найдите по ТЗ и пришлите, чтобы максимально понимать, что нужно). 

Встречи, Кофе Магазин, Люди, Кафе, Заседание, Связи

Этап 4. Грамотно распределяем время

На этом этапе вам нужно еще раз пересмотреть ТЗ, проанализировать вашу загруженность (может, у вас сейчас еще есть проекты) и решить вопрос с тайм-менеджментом:

  • обсудить с заказчиком то, как именно будете сдавать работу — частями или весь проект вместе;

  • расписать все этапы работы над проектом;

  • определить, сколько времени нужно на каждый этап;

  • добавить к полученному времени еще хотя бы 2-3 дня на всякий случай (лучше сдать раньше, чем позже);

  • прислать заказчику информацию о том, сколько времени нужно либо на отдельные этапы, либо на весь проект; 

  • обсудить все дедлайны (если их несколько) или утвердить один общий;

  • обсудить сроки оплаты. 

    Время, Будильник, Часы, Смотреть, Час, Минута, Старый
    Этап 5. Сводим все договоренности в один файл и получаем первую часть оплаты

    На этом этапе просто сводим все детали по проекту в один файл или другой удобный формат. Описываем организационные моменты (дедлайны, оплаты и т.д.), технические по проекту. Присылаем еще раз заказчику на утверждение. Это важно, чтобы в случае чего у вас было подтверждение, что вот файл, который вы оба утвердили для работы. Это может пригодится, если заказчик решит дать правок и не захочет платить (а если вы прописали, что он должен за них платить на условиях Х, то ему придется это сделать). 

    Запрашиваем предоплату по договоренности. И переходим к следующему этапу. 

Пожатие Руки, Рукопожатие, Горизонты, Город, Руки

Этап 6. Работаем над проектом 

Здесь нет какого-то четкого чек-листа, так как каждый специальность имеет свои нюансы. Главное — укладываемся в дедлайны. Если почему-то не укладываемся — предупреждаем заказчика и работаем дальше. 

Город Знак, Дорога, Полезно, Использование, Полезность

Этап 7. Сдаем проект, получаем оплату, отзыв

Допустим, вы договорились на сдачу уже готового проекта. Тогда последовательность действий такая:

  • проверить, все ли есть по ТЗ;

  • проверить, все ли правильно работает; 

  • сделать красивую презентацию проекта (например, для дизайнеров это часто оберег от правок) или оформить работу иначе;

  • прислать заказчику на утверждение;

  • внести правки, если будут и снова отправить на утверждение;

  • получить положительный отзыв;

  • получить оплату. 

Bitcoin, Кибер, Currency, Деньги, Virtual Money

Кстати, с оформлением проекта перед сдачей поможет один крутой инструмент — подписка One, где есть шаблоны презентаций на разные темы, под разные проекты. Всего по подписке доступно более 16 000 дизайн-продуктов под закрытие разных проблем и проектов.


А по купону freelancehabr подписка будет дешевле. 


Посмотреть Ближе

Комментарии 2